Вопросы преемственности в образовании актуальны всегда. Каждый год, проводя педагогический совет, мы говорим об адаптационном периоде для 5-тиклассников, пытаемся выявить проблемы преемственности между начальной и основной школой и возможные пути их решения.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
В решении вопросов преемственности принимают участие: заместители директоров начального и среднего звена, психолог, учителя 4-х классов, учителя-предметники, работающие в 5-ых классов.
Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания. Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса.
Переход от начального образования к следующему уровню считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Некоторые проблемы, возникающие при переходе из начальной школы в основную:
  • Смена социальной обстановки;
  • Изменение роли обучающегося;
  • Увеличение учебной нагрузки;
  • Изменение режима дня;
  • Изменение стиля общения учителей с детьми.
  • Различие требований со стороны учителей-предметников;
  • Разность систем и форм обучения;
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
  • рассогласованные требования учителей;
  • педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;
  • ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя; отсутствие индивидуального подхода к обучающимся.
На 1-ом этапе во втором полугодии (2021-2022 уч.г.) классные руководители будущих 5-ых классов, учителя – предметники, психолог и социальный педагог посещают уроки.
  1. Для предотвращения снижения успеваемости обучающихся 4-х классов согласовывается образовательная и воспитательная деятельность в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методических уровнях.
3. Изучаются индивидуальные особенности обучающихся 4-х классов, соблюдение преемственности форм и методов организации учебной деятельности.
2 этап работы
1. Малый педсовет как средство координации процесса преемственности начального и основного образования Срок - осенние каникулы
Повестка
1.Выступление заместителя директора по УР (Мироедовой Е.Ю.) с аналитической справкой по результатам: расформирования классов, успеваемости учащихся с опорой на первичную характеристику, данную на выходе в 4 классе.
2. Выступление классных руководителей с социальной характеристикой учащихся 5-ых классов (отв. 5а-Чернюк Ю.А., 5б-Туякбаева Ж.Б., 5в-Гоинец Т.А.).
3.Анализ социально-психологической службы (Буркова Ю.С.). Диагностика (анкетирование) обучающихся определение уровня комфортности, мотивации в период адаптации;
изучение психологического климата в классном коллективе;
выявление положительных тенденций и негатива, определение круга претензий со стороны родителей.
4.Выступления учителей предметников с анализом по итогам усвоения учебных программ 5 класса за адаптационный период. Преемственность в работе с одаренными учащимися.
6. Выполнение решений малого педсовета и плана по преемственности.
Каждый выступающий отмечает положительные моменты и проблемы, которые возникли в данный период. На основе анализа всех участников образовательной деятельности принято решение , направленное на повышение эффективности процесса адаптации.
Решение педагогического совета:
  1. Признать адаптацию учащихся 5-го класса к новым условиям обучения удовлетворительной.
  2. Учителям – предметникам, работающим в 5 классе :
а) Продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
б) Вести работу по адаптации учащихся, учитывая психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся;
в) Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности( учителя начальной школы и учителя-предметники основной школы);
г) Разнообразить приемы опроса, методы самооценки и взаимооценки, добиваясь при этом 100% подготовки к уроку;
д) Применять исследовательские и творческие методы изучения нового материала с учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей памяти и мышления;
ж) Спланировать индивидуальную работу с одаренными и слабоуспевающими учащимися на основе полученных результатов.



Математика

Русский язык


Русская литература